ЗОНЫ РАЗВИТИЯ

В детской психологии есть понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Об этом поговорим сегодня.

Когда вводить новые игрушки? Когда ребенок научился ими пользоваться или для того, чтобы он научился ими пользоваться?

Представим ситуацию: ребенок достает из сенсорной коробки различные овощи / фрукты, сам раскладывает их по цветам, может сортировать по размерам. С помощью родителей он может разложить по группам «овощи» и «фрукты», родители помогают дать название группам, помогают вспомнить названия фруктов и овощей, положить цифру, которая подходит к каждой группе и соответствует количеству предметов. В данном случае то, что ребенок умеет делать сам, — зона актуального развития. То есть ступень, на которой он находится.

Все то, что ребенок может делать с помощью родителей, — эти более сложные действия находятся в зоне ближайшего развития. Иными словами, это ступень, к которой мы стремимся. Если ребенок овладел навыками классификации, то в зоне ближайшего развития лежит овладение умением создавать группы и придумывать названия или искать цифры.

Таким образом, благодаря совместной деятельности с мамой или папой, у ребенка появляется возможность развивать свое актуальное состояние  и стремиться к овладению новыми навыками. Игровая деятельность с сенсорными коробками позволяет в мягкой и интересной форме переходить к более сложным действиям с предметами.

Мы начинаем предлагать материал детям (важно — предлагать, а не навязывать!). Если мы видим интерес ребенка к новой задаче, то даем ему подсказки и средства для реализации. Если мы видим, что ребенок не готов / не понимает / не хочет, то возвращаемся к старой игре сортировки по цветам и не требуем многого от ребенка. В нужный момент у него сформируется интерес к новой деятельности, родители помогут и спустя некоторое время малыш самостоятельно овладеет новым навыком.

Прислушивайтесь к потребностям своих деток и развивайтесь вместе с ними 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *